Последний рубеж защиты
«Коммерсант» публикует авторскую колонку заведующего Бюро адвокатов «Де-юре» Никиты Филиппова, посвященную новым трендам на рынке юридического консалтинга. (По итогам 2019 года «Де-юре» стало лидером в списке крупнейших российских консалтинговых групп и компаний по этому направлению профессиональных услуг.)
По наблюдению Филиппова, сегодня главные запросы к юристам связаны с оперативным разъяснением законодательных новаций и по поводу использования положений о форс-мажоре. «После окончания полугодового моратория ожидается увеличение дел о банкротстве и связанных с ними обособленных споров. Для чувствующих себя уверенно компаний это означает риск судебных тяжб по взысканию долгов и риск оспаривания сделок и платежей», — объясняет адвокат. Еще один тренд — рост дел о привлечении руководства компании к субсидиарной ответственности.
«Доля юридического консалтинга в общей массе рынка услуг не очень велика. Но это последний рубеж для защиты нарушенных прав и интересов. В большинстве случаев юристы вступают в игру, когда представители иных сфер уже не в силах исправить ситуацию», — резюмирует Филиппов.
Подробнее — https://www.kommersant.ru/doc/4372547
Опрометчивые решения обходятся дорого
Журнал «Правовая гарантия» публикует статью заведующего Бюро адвокатов «Де-юре» Никиты Филиппова о рисках уголовного преследования из-за принятых во время самоизоляции решений. «Как говорил Эрих Мария Ремарк, все, что удается уладить с помощью денег, обходится дешево. Не так страшна потеря денег, как потеря свободы. Опрометчивые решения могут очень дорого обойтись руководителям компаний», — предупреждает адвокат.
Попытка сэкономить на зарплатах работников или на налогах может обернуться уголовной статьей. К примеру, в зависимости от способа действий руководителя, суммы и видов неуплаченных налогов оно может составить до 7 лет лишения свободы (ст. 199, 199.1, 199.2, 199.4 УК РФ). Кроме того, нужно учитывать риски, связанные с оспариванием законности получения кредита и с банкротством. «Наша практика показывает, что обвинения в неправомерных действиях при банкротстве и в преднамеренном банкротстве очень часто идут «рука об руку» с делами о субсидиарной ответственности. При достижении порога в 2,25 млн рублей практически все деяния, которые влекут гражданско-правовую ответственность, подлежат также и квалификации по статьям уголовного кодекса», — делится опытом Филиппов. Чтобы этого избежать, адвокат советует быть максимально объективным в оценке ситуации, еще тщательнее, чем раньше, проверять контрагентов и выполнять очередность платежей, зафиксированную в ст. 855 ГК РФ.
Подробнее — https://sibadvokat.ru/magazine/biznes-posle-koronavirusa-ugolovnye-posledstviya
Реструктуризация долгов банкротов и баллы для управляющих
Портал Rusbankrot.ru публикует статью юриста Бюро адвокатов «Де-юре» Ксении Стихиной о грядущих изменениях в законе о банкротстве.
«Под влиянием пандемии мы вошли в эпоху перемен, пронзивших все отрасли и сферы жизнедеятельности, — констатирует юрист. — Безусловно, все это приводит к изменению правового регулирования. Одним из первых вопросов, связанных с модернизацией права, поставленных новым премьер-министром, стало изменение законодательства о банкротстве – о чем 18 марта 2020 года им было дано поручение Правительству РФ».
Главной идеей проекта поправок в закон о банкротстве, разработанных в Минэкомомразвития, становится замена подготовительной части банкротства, называемой наблюдением и практически лишенных жизни процедур.
Предложенные новации, по мнению Стихиной, во-первых, позволяют определить арбитражного управляющего способного вести предлагаемую процедуру должника с определенным размером активов, во-вторых, случайный выбор управляющего способен обеспечить его независимость и объективность. «Таким образом, реструктуризация долгов для юридических лиц призвана сократить сроки процедуры банкротства, которые зачастую необоснованно затягиваются, а балльная система арбитражных управляющих и новый порядок их утверждения должны обеспечить независимость и объективность арбитражных управляющих», — полагает юрист.
Пост-ковидная реальность: что ждет литигаторов
Портал Право.ru сообщает, что Экономколлегия Верховного суда РФ провела первый процесс онлайн 13 мая. За это время в арбитражных судах прошло более 1326 заседаний по видео и более 3777 уже назначено. «Очевидно, что интерес к онлайн-правосудию есть и он будет расти даже после снятия всех ограничений», — считает издание. В то же время ст. 155.1 ГПК и ст. 153.1 АПК позволяют проводить слушания с помощью видео-конференц-связи только из другого суда, который и устанавливает личность и полномочия участников процесса. «Сейчас практика уже пошла по другому пути. Необходимо подготовить законопроект, который отвечает ее потребностям, учитывает основные принципы процесса и обеспечивает возможность реализации прав участников», — констатирует издание.. И напоминает, что один такой законопроект предложили сенаторы Клишас и Русских вместе с Бюро адвокатов «Де-Юре», другой готовит правительство.
Подробнее — https://pravo.ru/story/221810/?desc_tv_4=
Легализовать видео-суды!
Портал Rspectr.com публикует статью заведующего Бюро адвокатов «Де-юре» Никиты Филиппова, в которой он рассуждает о преимуществах, рисках и необходимости законодательного регулирования формирующейся практики видеорассмотрения дел.
Верховный Суд РФ 18 марта рекомендовал судам приостановить производство по делам, не требующим безотлагательного рассмотрения, а также при наличии технической возможности использовать системы видео-конференц-связи (ВКС). И уже в конце марта начались рассмотрения дел с использованием мессенджера WhatsApp, Skype и проч. В итоге, к концу мая в арбитражных судах состоялось уже свыше 5,8 тыс. судебных заседаний посредством ВКС.
«Онлайн-правосудие – это прежде всего расширение вариантов участия людей в судебной защите своих прав, — убежден Филиппов. — Сейчас для многих граждан с ограниченными возможностями здоровья посещение суда представляет большие сложности, и видеосуды для них – это хороший способ непосредственно выразить свою позицию и тем самым более полным образом реализовать свои права». Кроме того, видео-суды позволяют снизить издержки (адвокатам не нужно возмещать командировочные расходы), будет расти и конкуренция (для участия в процессе, например в Москве, теперь можно пригласить адвоката из Хабаровска, и наоборот).
С другой стороны, не ясно, можно ли достоверно установить личность участника процесса, если он идентифицирован посредством ЕСИА. Многие вопросы вокруг видеосудов должны быть разрешены на уровне закона. Именно поэтому Бюро адвокатов «Де-юре» совместно с членами Совета Федерации Андреем Клишасом и Алексеем Русских разработало соответствующий пакет законопроектов. Так или иначе, процесс легализации видеосудов уже начат, делает вывод Филиппов.
Подробнее — https://rspectr.com/articles/629/nuzhno-li-legalizovat-videosudy
Приведут ли онлайн-заседания к новым требованиям?
Портал Право.ru напоминает, что начиная с древности одежда, в которой появлялись судьи, адвокаты и даже обвиняемые, имела символическое значение. И задается вопросом, могут ли требования к одежде поменяться на дистанционных процессах.
В российских судах специального единого регламента, который бы регулировал дресс-код для участников судебного процесса, нет. Заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов считает, что причин «принимать какой-то специальный закон на эту тему также нет». А руководствоваться надо здравым смыслом и чувством меры. Например, тёмный костюм адвоката — «это знак принадлежности к профессии, к миру юриспруденции». А также отражение отношения к работе, к рассматриваемому делу, к клиенту и суду. «Отсюда и понимание, что на процесс необходимо приходить в деловом костюме. Пёстрые наряды, аляповатые цвета или излишне откровенные наряды отвлекают от сути дела», — считает Филиппов. В случае с онлайн-заседаниями, главное — создание деловой атмосферы. Поэтому к внешнему виду участников онлайн-заседаний будут применяться практически те же требования, что и до её начала. «Единственное послабление, которое может быть в онлайн-процессе, как мне кажется, будет связано с ношением защитных масок и перчаток. Увы, мы понимаем, что коронавирус — это надолго», — констатирует глава БА «Де-юре».
Подробнее – https://pravo.ru/story/221999/?desc_autoload=
Ошибочка вышла?
Право.ru разбирает резонансные дела, которые в ближайшее время должен разрешить Верховный суд. Одно из них – спор вокруг приватизированного в 2007 году имущества бывшей военной части в Крыму. Министерство обороны России подало иск к новым собственником и в судах нижестоящих инстанций одержало победу. Апелляция и суд округа удовлетворили виндикационный иск министерства, потому что договор купли-продажи 2007 года не был удостоверен нотариусом, следовательно, является незаключенным. При этом суды проигнорировали другие доказательства по делу. Например, решение Хозяйственного суда Крыма, который в 2008 году признал договор действительным.
Юлия Мешкова, юрист Бюро адвокатов Бюро адвокатов «Де-юре» считает, что суды ошибочно не применили трехгодичный срок исковой давности, который нужно было считать с даты заключения договора купли-продажи в 2007 году. При этом при смене владельца исковая давность не начинает течь заново. Кроме того, суды допустили и другие процессуальные нарушения, отмечает эксперт: по договору 2018 года право собственности на спорный объект перешло от ответчика к другому лицу, которое не привлекли к участию в деле.
Подробнее — https://pravo.ru/story/222280/?desc_chrono_1_2=
Проколы следствия
Также Право.ru разбирает наиболее частые ошибки, допущенные следователями при расследовании дел по налоговой тематике.
Как правило, проверки охватывают последние 3–5 лет деятельности компании, что не создает предпосылок освободить от ответственности за истечением сроков давности. Однако некачественно проведенное следствие иногда может привести к прекращению дела по срокам давности, напоминает Иван Спиридонов из Бюро адвокатов Бюро адвокатов «Де-юре». Это возможно, если подтвержденная сумма ущерба в ходе расследования окажется ниже 45 млн руб., учитывая то, что процессуальные и все необходимые налоговые проверки длятся очень долго, поясняет Спиридонов.
Подробнее — https://pravo.ru/story/221058/
Не бросайте компании!
Журнал «Корпоративный юрист» публикует авторскую статью юриста Бюро адвокатов «Де-юре» Евгения Михайлова «История о том, почему не стоит бросать ООО, или как работает схема честного отъема денег в банкротстве». В ней – разбор новой схемы обогащения за счет бизнесменов, которые забывают вовремя ликвидировать ставшую ненужной компанию.
По мнению Михайлова, в последние пару лет типичными стали ситуации, когда кредитор, имеющий безнадежный долг к «умершей» компании, «просуживает» его и начинает процедуру банкротства. Поскольку должник фактически существует лишь на бумаге, этот этап проходит легко. А дальше с помощью конкурсного управляющего на изначальный небольшой долг «накручиваются» новые. Это могут быть штрафы и неустойки или иные обязательства. Задача — как можно больше раздуть задолженность. На завершающем этапе через механизм субсидиарной ответственности долг возлагается на кого-либо из лиц, причастных к управлению фирмой-должником.
«Существует два главных ориентира, как уменьшить размер долгов, которые собираются возложить на лицо, которое привлекают к субсидиарной ответственности, — отмечает юрист «Де-юре». — Первый — это обжаловать определения арбитражного суда, которыми в реестр требований кредиторов были включены завышенные требования. Второй — подать жалобу на бездействие арбитражного управляющего, который почему-то забыл, например, заявить о чрезмерности неустойки, о пропуске срока исковой давности».
Подробнее — https://e.korpurist.ru/817206
Золотые квадратные метры
Эксперты Бюро адвокатов «Де-юре» по просьбе портала Domofond.ru ответили на вопросы читателей.
Как цивилизованно поделить купленное на маткапитал жилье после развода? Каким путем легче и надежнее пойти, если один супруг хочет остаться единственным собственником в «старой» квартире, а его родители готовы отдать одну из своих квартир невестке и внучкам?
По мнению юриста Бюро адвокатов «Де-юре» Юлии Мешковой, поскольку квартира приобретена с использованием материнского капитала, то она должна быть оформлена в общую собственность супругов и детей с определением размера долей по соглашению. «Относительно порядка разрешения имущественных вопросов с супругой наиболее оптимальным полагаем следующий вариант: оформление договора дарения на квартиру, планируемую к передаче супруге, между родителями и вами. Далее — заключение договора мены недвижимого имущества между вами и супругой, в котором также возможно предусмотреть наделение долями несовершеннолетних детей взамен долей в совместной квартире (при условии получения согласия органов опеки и попечительства). В этом случае момент заключения договора мены (до или после расторжения брака) значения иметь не будет», — объясняет Мешкова.
Подробнее — https://www.domofond.ru/statya/kak_tsivilizovanno_podelit_zhile_s_suprugoy_posle_razvoda_/100922
Будет ли считаться дарственная на квартиру между пасынком и мачехой сделкой между родственниками?
«Для целей освобождения от налогообложения, скорее всего, нет», — считает юрист Бюро адвокатов «Де-юре» Алексей Тё. По его словам, в Семейном кодексе установлен закрытый перечень ленов семьи и близких родственников, на которых распространяются льготы: супруги, родители и дети, в том числе усыновители и усыновленные, дедушка, бабушка и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. «Вы можете попробовать признать в судебном порядке пасынка и мачеху членами семьи и уже на основании судебного акта требовать освобождения от налогообложения. Такой способ, в частности, был использован в конкретном деле (см. апелляционное определение Белгородского областного суда от 9 июля 2013 года по делу № 33-2150). В этом случае в судебном порядке будут исследованы такие вопросы, как факт совместного проживания, взаимная забота и уважение, доверительные отношения, ведение общего бюджета», — советует Тё.
Могут ли дети мужа претендовать на купленную в браке квартиру, если был подписан брачный договор?
Адвокат «Де-юре» Яков Булут уверен, что при наличии брачного договора «вероятность того, что дети вашего супруга смогут претендовать на долю в вашей квартире после его смерти, очень мала».
«Учитывая изложенные вами обстоятельства, брачный договор был заключен до покупки квартиры, поэтому необходимо, чтобы его действие распространялось на имущество, приобретенное после его заключения, — рекомендует адвокат.- Для 100% страховки ваших интересов можно заключить дополнительное соглашение к брачному договору, которым определить, что ваша квартира является только вашей собственностью. Также супруг может оформить завещание, в котором следует указать, что его детям переходит только принадлежащее ему на момент его смерти имущество».
Подробнее — https://www.domofond.ru/statya/mogut_li_deti_muzha_pretendovat_na_moyu_kvartiru/100908
Как оформить гостевые комнаты над гаражом, чтобы сдавать их посуточно?
Юрист Бюро адвокатов «Де-юре» Денис Амельченко объясняет, что в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Так что гараж придется переводить в жилое помещение. В соответствии со ст. 288 ЖК РФ жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. «И помните: перед тем как начать извлекать прибыль путем сдачи комнат в аренду, необходимо учитывать, что такая деятельность будет считаться предпринимательской. Поэтому следует оформить ее соответствующим образом и не нарушать законодательство, в том числе налоговое», — предупреждает эксперт.
Подробнее — https://www.domofond.ru/statya/kak_oformit_gostevye_komnaty_chtoby_sdavat_ih_posutochno/100907
Блокчейн на страже интеллектуальной собственности
Онлайн-журнал Maff публикует статью руководителя направления Legal Tech Бюро адвокатов «Де-юре» Виктора Пробичева «Как связаны технология блокчейн и объекты интеллектуальной собственности».
По мнению автора, «блокчейн в современном мире цифровых реалий играет роль, которая быстро становится все более значимой практически во всех сферах общественных отношений». Особое место эти технологии занимают в области охраны, защиты и использования объектов интеллектуальной собственности. На основе блокчейна зарождается, например, новая музыкальная экосистема. Появляются новые стартапы, которые обеспечивают полный контроль автора над использованием другими лицами его произведений. «Сегодня вопросы защиты интеллектуальной собственности при помощи блокчейна в большей степени решаются техническими средствами защиты и IT-компаниями, чем юристами. Это обусловлено отсутствием квалифицированных юристов как в сфере интеллектуальной собственности, так и в области рассматриваемых технологий», — считает Пробичев.
Подробнее — https://maff.io/blockchain_and_copyright/
Следите за новостями и актуальными комментариями наших экспертов на нашем канале на Яндекс Дзен: