13 июля состоялась вторая из серии онлайн-конференций, посвященных банкротству, которые Бюро адвокатов «Де-юре» проводит вместе с порталом Долг.РФ и ГК «Рыков групп». В центре обсуждения оказался проект закона о внесудебном банкротстве граждан.
Как рассказал его автор, председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, в настоящий момент проект готов к рассмотрению во втором чтении. Депутаты ждут отзыв из Правительства РФ. «Мы максимально упростили процедуру подачи заявления о внесудебном банкротстве, — отметил Николаев. – Мне кажется, даже пятилетний ребенок может подать заявление в МФЦ, а если не сможет, то на месте ему поможет специалист центра». При этом, если кредитор считает, что должник, подавший на банкротство, лукавит, а сам в состоянии расплатиться по долгам, то ничто не мешает подать иск в суд. Если же очевидно, что должник некредитоспособен, то процедура внесудебного банкротства сбережет кредитору деньги и время. Выступление Николаева вызвало достаточно жесткую дискуссию и массу острых вопросов от арбитражных управляющих. Отвечая на один из них, о том, что законопроект якобы вносит дисбаланс во взаимоотношения «кредитор-должник», депутат заявил: «Мы сделали максимум возможного, чтобы соблюсти баланс интересов должников и кредиторов. При этом, не будем забывать, что и кредиторы часто ведут себя не очень корректно, предлагая людям кредиты.»
Модератор конференции – заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов отметил, что «такой законопроект безусловно нужен, чтобы справиться с тем валом банкротств, который на нас надвигается». По словам адвоката, в прошлом году число зарегистрированных заявлений о банкротстве приблизилось к 100 тысячам. В этом году из-за экономических проблем, связанных с пандемией, банкротство может коснуться нескольких миллионов россиян. «Справиться с таким валом даже 10 тысяч арбитражных управляющих, конечно, не в состоянии», — отметил Филиппов.
Юрист ГК «Рыков групп» Елена Харламова напомнила, что воспользоваться внесудебным банкротством смогут только те, кто имеет от 50 до 500 тысяч рублей долга и в отношении кого окончено исполнительное производство в связи с отсутствием имущества.
Старший юрист Департамента правового сопровождения банкротства кредитных и финансовых организаций «Де-юре» Андрей Хохлов остановился на теме исполнительского иммунитета — принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и его семьи.
Адвокат «Де-юре» Вадим Макаричев поделился опытом, связанным с продажей единственного жилья должника, которое далеко не всегда бывает скромным. В одном случае кредиторы предлагали внести деньги на депозит суда для покупки должнику скромного жилья и последующей продажи дома, который они посчитали роскошным. В этом случае суд не разрешил этого сделать. В другом случае кредиторы добились, чтобы конкурсный управляющий в рамках исполнительного производства купил должнику жилье и выставил на торги более дорогую недвижимость. А когда должник попытался оспорить это решение, суд встал на сторону кредиторов, указав на то, что у должника имеется в собственности два жилых помещения. «На мой взгляд, сегодня есть надежда, что Верховный Суд изменит свою позицию относительно продажи единственного жилья должника при условии, что ему будет предоставлено в собственность другое жилье», — резюмировал Макаричев.
Полную запись онлайн-конференции можно посмотреть на YouTube-канале «Де-юре»