За предыдущий год только ленивый не пытался изучить явление криптовалюты, многие энтузиасты успели приобрести незначительные единицы биткоинов в надежде разбогатеть на дальнейшем росте этой платформы, топ-менеджеры всех мастей наперебой заявляют о внедрении блокчейн-технологий в своих корпорациях.
С момента создания платежной системы «биткоин» в 2009 г. По настоящий день во всем мире не утихают споры относительно достоинств и недостатков криптовалюты.
При этом, в 2017 году случился настоящий «бум» криптовалюты. Курс «биткоина» к концу 2017 г. Превышал более 20 000 долларов сша!
Сумасшедшую популярность получили и другие криптовалюты — эфир (ethereum), ripple, litecoin и пр.
В японии в апреле 2017 г. Принято законодательство, в рамках которого данные финансовые инструменты получили статус фиатных (т.е. необеспеченных) денег. (источник: https://tass.ru/ekonomika/4144338).
С декабря 2017 г. В беларуси также легализован оборот биткоина. Гражданам беларуси разрешено не только добывать любую криптовалюту, но и создавать ее, а также менять на белорусские рубли. (см. Декрет президента республики беларусь от 21.12.2017 № 8 «о развитии цифровой экономики»).
Но вместе с тем, не так часто финансовыми аналитиками и сми поднимаются вопросы относительно правового регулирования криптовалют в России!
Без понимания данного аспекта становится сомнительным вложение традиционных денежных средств в ту или иную криптовалюту и дальнейшие проведение платежных операций по ней.
Попробуем разобраться в теме правового статуса и регулирования криптовалют в Россиисамостоятельно!
В первую очередь необходимо понимать принцип работы криптовалютных платформ.
Криптовалюта характерна тем, что физически этой валюты не существует, есть только специальные реестры, в которых ведется учет, сколько и у кого единиц той или иной криптовалюты и кто куда их переводит. Эти реестры называются блокчейнами.
но в чем тогда принципиальное отличие криптовалюты от понятных нам банковских переводов?
Криптовалюта отличается от обычной валюты тем, что реестры хранятся не централизованно в банках и платежных системах, а одновременно на всех компьютерах, которые заняты той или иной криптовалютой.
Любой пользователь таких нетрадиционных платежных систем может самостоятельно отследить все операции со всеми единицами своей криптовалюты за всю историю.
Реестры платежных операций защищены криптографией. Подделать их одновременно у всех нельзя.
Биткоины и пр. Подобные платформы, в отличие от традиционной валюты, не связаны с каким-то конкретным государством. Новые единицы криптовалюты появляются в процессе того, как компьютеры в этой платежной сети обслуживают нужды этой же самой сети.
Таким образом, ни цб РФ, ни иные финансовые ведомства других стран не имеют прямой возможности контролировать выпуск криптовалюты и ее оборот в гражданских правоотношениях.
отсюда следует логичный вопрос – разрешено ли на территории РФ использование криптовалюты как средства платежа?
В октябре 2017 г. Президент России Владимир Путин поручил правительству российской федерации совместно с банком России обеспечить внесение в законодательство российской федерации изменений, предусматривающих определение статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере.
До настоящего момента законодательно не закреплены положения, определяющие порядок использования криптовалюты на территории РФ.
Вместе с тем, в условиях постоянно меняющегося рынка и фактически формирующихся правоотношений по использованию криптовалюты, в судебной и правоприменительной практике уже имеются прецеденты регулирования статуса криптовалюты.
Еще в 2014 году цб РФ, ссылаясь на статью 27федерального закона «о центральном банке российской федерации», согласно которой выпуск на территории российской федерации денежных суррогатов запрещается, рассматривал использование криптовалюты как потенциальную вовлеченность субъектов гражданских правоотношений в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Аналогичная позиция была в феврале 2014 г. Была опубликована на официальном сайте федеральной службы по финансовому мониторингу (https://fedsfm.ru)
Согласно позиции цб РФ, изложенной три года спустя в информационном письме от 04.09.2017 «об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)», учитывая высокие риски обращения и использования криптовалют, является преждевременным допуск криптовалют как средств платежа, а также любых финансовых инструментов, номинированных или связанных с криптовалютами.
В связи с этим банк России обратил внимание граждан и всех участников финансового рынка на повышенные риски при использовании и инвестировании в криптовалюты.
В том же 2017 году министерство финансов российской федерации, рассмотрев вопрос регулирования выпуска и оборота криптовалют, сообщило, что федеральными органами исполнительной власти и банком России осуществляется мониторинг обращения денежных суррогатов (в том числе криптовалют), а также с учетом зарубежного опыта проводится дополнительный анализ рисков их возможного использования в противоправных (преступных) целях.
По этой причине министерство финансов российской федерации считает, чтовопрос возможного регулирования выпуска и оборота криптовалют может быть рассмотрен только после более детального анализа результатов указанного мониторинга.
Интересен тот факт, что согласно письмуминистерства финансов российской федерации от 12 июля 2018 г. N 03-04-05/48714 департамент налоговой и таможенной политики рассмотрев обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц, полученных при продаже криптовалюты, сообщил, что законодательно не установлено особого порядка налогообложения доходов физических лиц при совершении ими операций с криптовалютами, указав таким образом на необходимость оплаты налога на доходы физических лиц, полученных при продаже криптовалюты.
Что же говорят по поводу криптовалюты суды? Считают ли они криптовалюту имуществом?
На данный момент судебной практики по вопросу определения статуса криптовалют не так много, но подобные споры все же случаются.
1) показательным является дело 2017 г. № а40-124668о банкротстве гражданина, рассмотренное арбитражным судом г. Москвы (определение арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2018 по делу № а40-124668/17).
Финансовый управляющий обанкротившегося гражданина просил суд включить 0,2 биткоина из криптокошелька на сайте www.blockchain.info в конкурсную массу должника. Доход от продажи криптовалюты в этом случае можно было бы разделить между кредиторами должника для частичного погашения его задолженности.
но арбитражный суд г. Москвы не посчитал криптовалюту имуществом. Согласно позиции суда «криптовалюта» не относится к объектам гражданских прав, перечень которых предусмотрен ст. 128 гк РФ, и находится вне правового поля на территории российской федерации, про нее ничего не написано в законе, и ее выпуск государство не контролирует. Кроме того, есть риски использования криптовалют в мошеннических целях.
Финансовый управляющий с такой позицией суда не согласился и подал апелляционную жалобу.
В мае 2018 г. Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев жалобу финансового управляющего, ссылаясь на ст. 128 гк РФ, согласно которой к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, посчитал, что криптовалюта не может быть расценена применительно к ст. 128 гк РФ иначе как иное имущество.
Также суд апелляционной инстанции учел находящийся в стадии рассмотрения законопроект, предусматривающий определение базового понятия «цифровое право».
В результате рассмотрения данной жалобы суд апелляционной инстанции отменил обжалуемое определение и обязал должника передать финансовому управляющему доступ к своему криптокошельку для пополнения конкурсной массы (постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 № 09ап-16416/2018 по делу № а40-124668/2017).
2) также интерес для анализа правового регулирования криптовалюты представляет решение московского городского суда от 18.04.2018 по делу n 7-4313/2018.
Согласно данному судебному акту тверской межрайонный прокурор г. Москвы требовал привлечь ресторан к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 коап РФ, за принятие платежа в размере 0,01873676 юиткоина по оплате счета на сумму 2820 руб. За оказанные услуги.
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 15.25 коап РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательствомроссийской федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства российской федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории российской федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством российской федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории российской федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством российской федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Постановлением заместителя начальника ифнс России n 7 по г. Москве от 19 сентября 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25коап РФ, в отношении ресторана прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения
Прокурор, не согласившись с данным постановлением, подал в тверской районный суд г. Москвы протест, однако в его удовлетворении судом первой инстанции было отказано.
Московский городской суд, мотивируя свое решение, указал, что в статье 1федерального закона от 10.12.2003 n 173-фз «о валютном регулировании и валютном контроле» определены основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе, при этом виртуальная валюта (биткоин, криптовалюта и т.п.) в данном положении не указана.
Таким образом, виртуальная валюта не являются валютной ценностью (иностранной валютой и внешней ценной бумагой), следовательно, совершение платежа с использованием виртуальной валюты не является валютной операцией в понятии федерального закона от 10.12.2003 n 173-фз «о валютном регулировании и валютном контроле» и не образует состава административного правонарушения, ответственностью за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25коап РФ.
Таким образом, как это часто бывает, судебная практика опережает изменение законодательства, применяя расширенное толкование права для правильного и справедливого разрешения спорной ситуации.
22.05.2018 депутаты госдумы РФ одобрили в первом чтении проект федерального закона «о цифровых финансовых активах», разработанный министерством финансов РФ.
Одним из основных авторов данного законопроекта выступил 60-летний председатель комитета госдумы по финансовому рынку и депутат фракции «справедливая россия» анатолий аксаков, по мнению которого биткоин имеет все признаки пирамиды, в связи с чем его законопроект не направлен на легализацию биткоина в РФ.
Рассматриваемый законопроект напрямую запрещает использовать криптовалюту как средства платежа на территории РФ. Держателям криптовалют предлагается лишь разрешить их обмен на рубли и иностранную валюты через специальные обменники.
Будет ли принят этот законопроект в данной редакции или нет покажет время.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что до настоящего момента в России не разрешен вопрос правового регулирования криптовалюты.
Действующим законодательством не предусмотрено правовых санкций за использование криптовалюты как средства платежа, однако, позиция государственных финансовых ведомств по этому вопросу сводится к тому, что гражданам и организациям не рекомендуется использовать криптовалюты для расчетов между собой.
Определяя правовой статус криптовалюты, ее можно отнести к объектам гражданских прав, т.к. в ст. 128 гк РФ перечислен открытый перечень соответствующих объектов.
В дальнейшем вероятно уже специальное законодательное определение статуса криптовалюты, а также ужесточение ее оборота на территории РФ.
Автор — юрист МГКА «Бюро адвокатов «Де-юре» Яков Булут.