2 мая состоялась уже вторая онлайн-конференция, организованная Бюро адвокатов «Де-юре» в помощь предпринимателям. На этот раз в центре внимания экспертов-правоведов оказались риски банкротства.
Заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов, открывая мероприятие, отметил: «В современных условиях множество контрагентов подвержено рискам банкротства, а следовательно, существуют не только риски неплатежей, но также и риски последующего оспаривания сделок и платежей, произведенных ими. Чтобы избежать этого, важно понимать, насколько велик риск банкротства того или иного контрагента. Кроме того, руководителю также важно понимать, грозит ли самой компании банкротство и что необходимо в этом случае сделать, чтобы не быть привлеченным к субсидиарной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности». Именно рискам уголовной ответственности и тому «где подстелить соломку» посвятил свое выступление Филиппов.
Заместитель заведующего Бюро Валентина Петрова подробно остановилась на том, как проверить, сможет ли контрагент исполнить свои обязательства. В частности, она назвала ряд признаков фирм-однодневок: превышение в 10 раз размера обязательств над среднеквартальной выручкой, отсутствие собственных или арендованных основных средств, 70% активов в виде дебиторской задолженности и другие. «Эти признаки свидетельствуют о сомнительности долга и указывают на затруднительность для такого контрагента исполнить принятые на себя обязательства», — отметила Петрова.
В центре внимания руководителя практики банкротства «Де-юре» Вадима Макаричева оказались вопросы защиты от оспаривания сделок. Три ключевых совета для тех, кто совершает сделки в предбанкротном состоянии: платить долги всем пропорционально и в установленной очередности, продавать и покупать по рыночной цене (чтобы отклонение было менее 25%), а при отчуждении ликвидных активов быть готовым доказывать, что это пойдет на благо компании.
Руководитель Тюменского офиса «Де-юре» Иван Бычков дал рекомендации, как владельцы и топ-менеджеры компании должны вести себя во время кризиса, чтобы избежать субсидиарной ответственности. По его словам, ключевыми доказательствами добросовестности будут являться действия в интересах компании, неумышленный характер убытков, осмотрительность при выборе контрагентов, работа по исправлению неудачных сделок.
Старший юрист практики банкротств Тюменского офиса «Де-юре» Роман Волкоморов объяснил разницу между формальным и объективным банкротством. Формально банкротом является фирма, у которой есть трехмесячная задолженность. Если долг более 300 тысяч рублей, то кредитор может подать на банкротство должника. Критерий «объективное банкротство» был впервые применен Верховным судом в 2017 году. Суть его проста. Руководитель имеет возможность доказать, что несмотря на формальное банкротство, объективного банкротства не наступило, и, несмотря на временные финансовые трудности, руководитель добросовестно рассчитывал на их преодоление в разумный срок, приложил максимальные усилия для достижения такого результата, следовал экономически обоснованному плану. В этом случае вины руководителя нет, и он освобождается от субсидиарной ответственности на тот период, пока выполнение плана являлось разумным.
Прослушать запись и познакомиться с материалами конференции — https://yadi.sk/d/iPeR4xnvjMVzKA