На заседании поднимались актуальные вопросы.
Об установлении обязанности уведомлять о наличии двойного гражданства
23 мая 2014 года Государственной Думой принят Федеральный закон № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона
«О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанный Федеральный закон подписан Президентом Российской Федерации 4 июня 2014 года и опубликован 6 июня 2014 года в Российской газете (федеральный выпуск № 6399). Через 60 дней после опубликования (4 августа 2014 года) закон вступит в силу.
Этим Федеральным законом устанавливается обязанность граждан РФ (за исключением граждан, постоянно проживающих за пределами РФ) направлять письменное уведомление о наличии иного гражданства или вида на жительства (а также иного документа на право постоянного проживания в иностранном государстве).
Это уведомление должно быть направлено в территориальный отдел УФМС по месту жительства либо по месту пребывания (а в случае отсутствия места жительства и места пребывания – по месту его фактического нахождения в РФ) в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства (вида на жительство или права постоянного проживания в иностранном государстве). Аналогичная обязанность введена и для родителей детей, имеющих двойное гражданство (законных представителей недееспособных и ограниченно дееспособных лиц).
Таким образом, в случае, если гражданка РФ получила вид на жительство или приняла гражданство иного государства, она обязана сообщить об этом в УФМС. Если иностранный гражданин приобрел гражданство РФ или получил вид на жительство в РФ, то он также обязан сообщить об этом в УФМС. Родители детей, имеющих два гражданства или гражданство РФ и вид на жительство в другом государстве, также обязаны сообщить об этом в УФМС.
Уведомление направляется лично или по почте по форме, которая будет установлена приказом ФМС. К уведомлению необходимо приложить копии паспортов РФ и иностранного государства или иного документа, подтверждающего наличие гражданства (права постоянного проживания в иностранном государства). Если законный представитель недееспособного гражданина РФ является иностранцем, то необходимо также приложить документ, удостоверяющий его личность.
От обязанности подачи уведомления граждане РФ освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами или федеральными законами, однако, по предварительным данным, договоров и законов, предусматривающих отступление от этих правил, в настоящее время не имеется. Единственное послабление – для жителей Крыма – для них закон вступит в силу с 1 января 2016 года.
Если гражданин РФ приобретает помимо второго гражданства еще и третье, четвертое, то он также обязан уведомить об этом.
Неисполнение обязанности по подаче уведомления карается законом.
В этих целях в Уголовный кодекс вводится статья 3302 (читается как статья 330 прим 2), в соответствии с которой неисполнение обязанности по подаче уведомления наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.
Нарушение обязанности по подаче уведомления (несвоевременная подача, предоставление сведений не в полном объеме или предоставление заведомо недостоверных сведений) является административным правонарушением (статья 19.83) (читается как статья 19 прим 8 прим 3) и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Для лиц, уже имеющих такое гражданство (разрешение на постоянное проживание), устанавливается обязанность направить уведомление в течение 60 дней с момента вступления в силу (т.е. менее, чем через 4 месяца предельный срок подачи уведомления закончится и к гражданину могут быть применены указанные выше наказания).
По вопросу о запрете на въезд в РФ иностранных граждан, имеющих административные правонарушения
Согласно части пятой статьи 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом № 114-ФЗ.
Частью 3 статьи 2510 этого же Федерального закона № 114-ФЗ предусмотрено два вида оснований запрета въезда:
основания, предусмотренные статьей 26 Федерального закона № 114-ФЗ, в соответствии с которыми решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию может быть вынесено;
основания, предусмотренные частью первой статьи 27 Федерального закона № 114-ФЗ, в соответствии с которыми решение о неразрешении въезда в Российскую Федерации должно быть вынесено в обязательном порядке.
При этом указанной нормой предусматривается, что порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. До настоящего времени такой порядок не Правительством не принят (принят только порядок принятия решения о нежелательности пребывания – Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 года № 199). Проект постановления Правительства РФ о порядке принятия решения о неразрешении въезда в РФ опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. Независимая антикоррупционная экспертиза данного проекта была проведена 2 сентября 2013 года. После этой даты никаких действий с ним в открытых источниках не наблюдается.
В то же время, исходя из содержания текста проекта постановления РФ, понятно, что каждый орган (ФМС, ФСБ, Минобороны, Минюст и т.д.) будут обязаны в свою очередь самостоятельно разрабатывать порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющихся основанием для вынесения решения о неразрешении въезда.
Одним из оснований, в силу которого может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в соответствии с подпунктом 4 статьи 26 Федерального закона № 114-ФЗ является неоднократное (то есть два и более раза) в течение трех лет привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, — в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, в отношении иностранного гражданина, в течение трех последних лет дважды нарушившего правила дорожного движения или допустившего два иных, даже незначительных административных правонарушения, может быть принято решение о неразрешении его въезда в РФ.
Подсчет административных правонарушений в области дорожного движения происходит в автоматизированном порядке. Программа автоматически устанавливает специальный флажок в отношении такого гражданина, а затем эти данные поступают в Пограничную службу РФ. Оплата, погашение штрафа не является основанием для не учета таких административных правонарушений.
В настоящее время в специализированных средствах массовой информации широко обсуждается и критикуется данное нововведение, являющееся одним из серьезных препятствий для развития иностранных инвестиций в Российской Федерации и работы иностранных специалистов.
При этом необходимо отметить, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 346035-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления административной ответственности иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации», внесенный Московской городской Думой.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он направлен на ужесточение ответственности иностранных граждан, систематически нарушающих законодательство Российской Федерации, в том числе правила дорожного движения, введение ответственности за нарушение установленных в российском законодательстве запретов на управление транспортными средствами на основании иностранных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, а также на развитие правовой базы противодействия нелегальным перевозкам. Разработка указанного законопроекта связана с участившимися случаями возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине коммерческих перевозчиков, активно использующих труд мигрантов, иностранных граждан. По мнению авторов законопроекта нередко грубые и систематические нарушения ими правил дорожного движения приводят к тяжелым, трагическим последствиям.
Так, в пояснительной записке в качестве примера приводится дорожно-транспортное происшествие, случившееся в Троицком округе города Москвы с участием грузового автомобиля, снятого с регистрационного учета, которым управлял иностранный гражданин с национальными правами одной из республик СНГ. В результате указанного ДТП 18 человек погибли, 43 получили травмы различной степени тяжести. К моменту совершения ДТП водителем, управлявшим грузовым автомобилем, было совершено на территории Российской Федерации 9 административных правонарушений, включая выезд на полосу встречного движения, управление неисправным транспортным средством, пересечение двойной сплошной линии разметки и др.
Законопроектом предусматривается, что совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства двух и более административных правонарушений является основанием для:
1) принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации с последующей депортацией;
2) аннулирования или отказа в выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство.
Учитывая отрицательное заключение профильного Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству по данному законопроекту, можно с уверенностью утверждать, что данный законопроект в ближайшее время будет отклонен.
При этом ответственный Комитет отметил, что данный законопроект не находится в противоречии с Конституцией Российской Федерации, однако предлагаемые изменения не являются обоснованными и целесообразными, а также противоречат статьям 4.1-4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которыми предусмотрен принцип дифференцированного подхода к назначению административного наказания в зависимости от характера административного правонарушения, личности виновного, а также обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность.
Вместе с тем, несмотря на широкий отрицательный резонанс действующих норм, правовую неопределенность в порядке принятия решений о неразрешении на въезд, что, в свою очередь, явным образом, указывает на коррупциогенность данной нормы, следует отметить, что на рассмотрении Государственной Думы до настоящего времени нет законопроектов, направленных на дифференциацию административных правонарушений, которые могут являться основанием для запрета на въезд в РФ, установление разграничений по субъектному составу (например, в зависимости от того, является ли иностранный гражданин высококвалифицированным специалистом или нет).
Учитывая изложенное, представляется необходимым в срочном порядке разработать такой проект федерального закона и внести его на рассмотрение Государственной Думы.
Учитывая отрицательное заключение профильного Комитета Государственной Думы на законопроект Московской областной Думы, шансы на его принятие резко увеличиваются.
Источники:
Весь список дел с участием адвоката: Филиппов Н.В.