Согласно рейтингу стран по индексу развития «электронного правительства» 2018 г., подготовленному Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, Российская Федерация занимает 32 место в мире, существенно отставая от США и ведущих европейских стран.
Как подчеркивают авторы данного рейтинга, использование сервисов «электронного правительства» содержит большой потенциал для стран, не только в плане улучшения организационных и рабочих процессов для повышения эффективности предоставления государственных услуг, но также и в вопросах вовлечения людей в эти процессы и обеспечения личной ответственности граждан.
Государственной программой Российской Федерации «Информационное
общество», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 (далее — Программа), в период до 2024 г. предусмотрено осуществление ряда мероприятий по обеспечению доступа граждан и организаций к государственным и муниципальным услугам на основе информационных технологий.
Среди основных направлений реализации Программы:
— развитие способов доступа к государственным и муниципальным услугам через мобильные приложения и социальные сети;
— повышение удобства пользовательских интерфейсов и упрощение электронных коммуникаций, в том числе путем установления единых стандартов проектирования электронных услуг, сервисов электронного правительства, а также порядка представления информации на государственных (муниципальных) сайтах.
Также следует отметить, что одним из ожидаемых результатов реализации Программы является возможность осуществления большинства юридически значимых действий в электронном виде.
Учитывая изложенное, к рассмотрению предлагается проект федерального закона «О государственной электронной почте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект), который направлен на реализацию указанных выше положений Программы и разработан в целях совершенствования и унификации правового регулирования современных информационных и телекоммуникационных технологий в рамках взаимодействия граждан, организаций и органов государственной и муниципальной власти.
В соответствии с законопроектом расширяются государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в части возможности получения адекватного по времени получения ответа на их сообщения в диалоге с органами государственной и муниципальной власти.
Главная цель законопроекта заключается во создании государственной электронной почты, с помощью которой граждане и юридические лица смогут как направлять, так и получать от государственных и муниципальных органов власти юридически значимые сообщения.
Государственная электронная почта позволит не только гражданам более оперативно получать от государства необходимые услуги, но и, например, извещать заинтересованных лиц о тех или иных событиях/решениях (таким образом можно оперативно извещать определенных лиц о времени и месте судебных разбирательств с их участием или о факте зафиксированного правонарушения и пр.).
В настоящее время принято большое количество нормативных правовых актов, регулирующих электронный документооборот. Вместе с тем, принятие указанных нормативных актов зачастую приводит к дублированию отдельных норм, а в некоторых случаях создает правовые коллизии, при этом общим недостатком предлагаемых способов обмена документов является необходимость получения квалифицированной электронной подписи с целью идентификации лица, что приводит к значительному удорожанию предоставляемых услуг и невозможности для широкого круга лиц посредством электронных сервисов получать нужные им услуги.
Указанная проблема может быть решена комплексным образом в рамках
предлагаемой законопроектом государственной электронной почты, являющейся составной частью действующего единого портала государственных и муниципальных услуг.
При этом, одобрение концепции законопроекта, направленной на установление единого подхода к обмену корреспонденцией между физическими и юридическими лицами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления с другой стороны, позволит не только унифицировать данный подход, но и задаст предпосылки для внесения соответствующих изменений и в иные законодательные акты Российской Федерации (по мере необходимости).
Следует отметить, что создание государственной электронной почты может существенно поднять нравственный и культурный уровень российского общества на новую ступень развития, что просто необходимо на данном этапе развития общественности и государственности в Российской Федерации.
Законопроект учитывает положения Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в части обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В этих целях законопроектом предусматривается сбор, хранение и использование только той информации, которая содержит сведения о гражданине, необходимые для его идентификации и исключения возможности направления обращений другому лицу, при этом такой сбор, хранение и использование информации возможно только с согласия гражданина, а распространение информации не допускается. Представляется, что такой подход в полной мере отвечает требованиям баланса интересов гражданина и государства.
Важно отметить, что отношения в области почтовой связи в Российской Федерации законопроектом не затрагиваются, поскольку предлагаемая законопроектом государственная электронная почта представляет собой комплекс мероприятий по предоставлению пользователю возможности отправления, получения, чтения, копирования и распечатывания электронных сообщений через единый портал государственных и муниципальных услуг.
При этом законопроектом не затрагиваются уже действующие электронные сервисы, предполагающие получение государственных и муниципальных услуг посредством заполнения специальных форм.
При подготовке законопроекта авторами законодательной инициативы был проанализирован и использован опыт развитых зарубежных стран.
Так, в Дании с конца 2014 г. цифровое письмо имеет такую же юридическую силу, как и обычные письма на бумажном носителе.
В Федеративной Республике Германия услуга по предоставлению официального (государственного) электронного ящика под названием De-Mail реализуется с 2011 года. Каждый передаваемый посредством сервиса документ сохраняет свою юридическую силу. Немецкое правительство уже сейчас экономит миллионы евро за счет существенного сокращения бюрократических издержек, в т.ч. по пересылке юридически значимых сообщений.
Правительство Сингапура еще в 2003 г. запустило систему Singapore Personal Access (SingPass), которой пользуются более половины жителей города-государства. С помощью SingPass можно получить доступ к более чем 200 электронным услугам, которые предоставляют примерно 60 министерств и государственных учреждений. Получить SingPass может человек, достигший 15-летия.
Помимо указанных стран развитие электронного сервиса по обмену корреспонденцией в той или иной степени происходит и в других менее развитых странах.
Таким образом, нельзя отрицать факт того, что предоставление наиболее полного комплекса государственных и муниципальных услуг посредством электронного обмена сообщениями это не только перспективное направление деятельности государства в рамках экономии бюджетных средств, но и объективный запрос общества, который требует полного, а самое главное — своевременного разрешения.
Законопроект состоит из 18 статей.
В статьях 1-3 законопроекта определяются предмет и его цели, устанавливается, что порядок организации государственной системы электронного обмена корреспонденцией возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции оператора ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Кроме того, в этих статьях даны основные определения, используемые в законопроекте, а также введено положение, согласно которому Правительство РФ устанавливает порядок пользования государственной электронной почтой и перечень так называемых специальных субъектов, имеющих законные права действовать в интересах третьих лиц и/или обращаться в государственные, муниципальные органы, к их должностным лицам и в иные организации с запросами и обращениями, обязательными для рассмотрения. Предполагается что в число специальных субъектов должны войти: Президент РФ, главы субъектов РФ, депутаты разных уровней, члены Совета Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и др. Предоставление специальным субъектам доступа к государственной электронной почте позволит увеличить оперативность направления и получения необходимых им документов и сведений, что положительно должно сказаться на общем уровне развития институтов государственного управления.
Статья 4 определяет основы Единого реестра пользователей государственной электронной почты. В соответствии с законопроектом граждане вправе получить доступ к государственной электронной почте, а юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям соответствующий доступ предоставляется автоматически.
Статья 5 законопроекта устанавливает виды доступа к государственной электронной почте (полный/ограниченный), а также случаи их применения.
В соответствии со статьей 6 законопроекта, особым образом регулируются случаи реорганизации юридического лица, при этом устанавливается возможность ограниченного доступа правопреемников реорганизованного юридического лица к государственной электронной почте этого реорганизованного юридического лица.
Статьей 7 законопроекта определяются особенности предоставления доступа отдельным категориям пользователей — адвокатам, нотариусам, арбитражным управляющим и специальным субъектам, которые в силу установленных соответствующими законами полномочий вправе направлять запросы не только в органы государственной власти и муниципальные органы, но также и физическим и юридическим лицам. Кроме того, следует отметить, что данной статьей законопроекта подробно регламентирован порядок предоставления различных видов доступа к государственной электронной почте должников, в отношении которых введены те или иные процедуры банкротства, временным, арбитражным, конкурсным и финансовым управляющим, что позволит, с одной стороны, предотвращать действия должников, направленные на злоупотреблением правом в целях уклонения от исполнения обязанностей перед кредиторами, с другой стороны, обеспечивать баланс интересов сторон, а также защиту прав и законных интересов самих должников.
Статьей 8 законопроекта установлено, что лицам без гражданства, иностранным физическим и юридическим лицам доступ к государственной электронной почте может быть представлен за плату.
Статьями 9-13 законопроекта определены: порядок получения, хранения и удаления электронных сообщений, юридическая сила электронных сообщений, направляемых пользователями и органами государственной или муниципальной власти, путем их признания равнозначными документам на бумажном носителе, а также случаи и порядок блокирования доступа пользователя к государственной электронной почте.
Статья 14 законопроекта посвящена тайне переписки, правовым гарантиям тайны переписки и запрета на раскрытие содержания электронных сообщений. Законопроектом предусмотрено, что доступ к электронным сообщениям, отправленным пользователем-физическим лицом, может быть получен компетентными органами только по судебному решению, что в полной мере соответствует части 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации.
Статьи 15-16 законопроекта вносят изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях реализации установленных законопроектом положений.
Статьями 17-18 устанавливаются переходные положения, в соответствии с которыми юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляется шестимесячный срок с момента вступления законопроекта в законную силу для перехода к обмену с государственными и муниципальными органами власти юридически значимыми сообщениями посредством государственной электронной почты.
При этом необходимо отметить, что статьей 17 законопроекта также устанавливается положение о том, что до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской
Федерации, в соответствие с положениями законопроекта указанные законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям данного законопроекта. Указанное положение позволяет не вносить корреспондирующих изменений во все федеральные законы Российской Федерации и РСФСР, подлежащие изменению в связи с принятием данного законопроекта.
При этом представляется, что в будущем сфера действия настоящего федерального закона может быть существенно расширена путем внесения корреспондирующих изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральный закон «Об исполнительном производстве и в иные федеральные законы, что повлечет значительное улучшение эффективности деятельности судебной власти, исполнительных и представительных органов власти.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.